Содержание:
Основная функция сертификата происхождения – участие в таможенно-тарифном регулировании, где он оказывает определенное влияние на выбор ставки, по которой рассчитывается ввозная таможенная пошлина. В зависимости от страны происхождения товара устанавливаются следующие ставки таможенных пошлин: базовые, преференциальные, максимальные.
1. Базовые (конвенционные) ставки пошлин применяются к товарам, происходящим из стран, которые представляют режим наибольшего благоприятствования (НРБ).
2. Преференциальные ставки пошлин являются разновидностью льготных ставок и представляются стране или группе стран. Перечень этих стран определяется на правительственном уровне в соответствие с Национальной системой преференций Российской Федерации, которая включает в себя следующие элементы:
- перечень развивающихся стран – пользователей системой преференций РФ. В отношении товаров из этих стран применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 75% от базовой.
- перечень наименее развитых стран – пользователей системой преференций РФ. В отношении товаров из этих стран применяется полное освобождение от уплаты таможенной пошлины.
- перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых применяется полное освобождение от уплаты таможенной пошлины.
- тарифные преференции в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении товаров из стран, образующих вместе Российской Федерацией Зону свободной торговли (СНГ, Таможенный союз).
3. Максимальные ставки применяются к товарам, на момент таможенного оформления которых достоверно не установлена страна происхождения. В этом случае применяется базовая ставка, увеличенная в два раза.
В обязательном порядке сертификат о происхождении товара представляется в следующих случаях:
-
на товары, происходящие из страны, которым представляется преференциальный режим таможенных платежей (ввозная таможенная пошлина отменяется или уменьшается),
-
на товары, ввоз которых из данной страны (или в данную страну) регулируется количественными ограничениями (квотами) или другими методами нетарифного регулирования,
-
в случаях, когда в документах для таможенного оформления (паспорта, описания, сертификаты качества и др.) отсутствуют сведения о стране происхождения товара или у таможенного органа имеются сомнения в достоверности сведений о стране происхождения товара, которые указаны в декларации (ТД) или в других товаросопроводительных документах,
-
в случаях, когда это предусмотрено международными соглашениями, в которых участвует Российская Федерация, например, соглашение о поставках некоторых изделий из стали в ЕС.
На данный момент действуют разные виды сертификатов происхождения товаров.
Сертификат страны происхождения товара формы СТ-1 предъявляется с продукцией, вывозимой из российской территории в страны СНГ.
ТРЕБОВАНИЯ К НАЛИЧИЮ СТ1
- соответствие товаров/продукции критериям происхождения;
- экспорт продукции на основе прямых договоров.
Кроме этого, данный документ должен содержать соответствующую информацию и данные:
- декларацию экспортера (письменный вид), подтверждающую локализацию происхождения продукции;
- документ в письменной форме от компетентных органов, удостоверяющий что информация, указанная в нем, соответствует действительности;
- наличие на документе печати уполномоченного органа, отвечающего за подтверждение документов такого рода.
ОФОРМЛЕНИЕ СЕРТИФИКАТА СВЯЗАНО С ТРЕМЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПРОБЛЕМАМИ:
- определение страны производителя товара (страна происхождения),
- установление критерия переработки,
- установления наличия соответствующей преференции.